Compressed file
Россия и Аргентина

В октябре 2015 года Россия и Аргентина отметили 130-летие установления дипломатических отношений.

С самого начала важную роль в отношениях между нашими странами играли общественные и культурные связи. Они не прекращались даже в те периоды, когда официальные контакты по разным причинам прерывались.

С русской культурой аргентинцы познакомились одними из первых в Латинской Америке. На рубеже 19 и 20 веков здесь появляются произведения Достоевского и Толстого, затем — Чехова и Горького. Примерно в то же время музыка Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского и Скрябина входит в репертуар аргентинских исполнителей. В 1908 году заполненный до отказа театр «Колон» рукоплещет Федору Шаляпину. Прошедшие с триумфом в 1917 году в Буэнос-Айресе гастроли Русского балета Дягилева вызывают еще больший интерес аргентинцев к русской культуре.

Гуманитарные отношения получают мощный импульс с созданием в Москве в 1925 году Всесоюзного общества культурной связи с заграницей. ВОКС налаживает контакты с обществами друзей Советской России в Аргентине — «Комитетом помощи русским студентам» и «Ассоциацией любителей искусства», а также с различными местными издательствами, музеями и университетами, вовлекая  в орбиту сотрудничества многие советские научные и культурные учреждения.

На организованном ВОКС в Москве в 1927 году Конгрессе друзей СССР присутствует представительная делегация аргентинской общественности.

В 1930-е годы в Буэнос-Айрес приезжает Камерный театр Таирова, актеры МХАТ знакомят аргентинцев с системой Станиславского. На сцене «Колона» снова выступает Федор Шаляпин, чей бронзовый бюст украшает с тех пор один из салонов этого театра.

В России появляется и становится популярным новый музыкальный стиль — танго, которое исполняется на русском языке под аргентинскую музыку.

Общественные отношения сохраняются, обретая новое содержание, во время Второй мировой войны, когда многие аргентинцы поддержали советских людей в борьбе с фашизмом. В стране создаются комитеты помощи фронту, их участники шьют и отправляют теплую одежду и обувь для бойцов Советской Армии.

В послевоенные годы начинают активно работать общества дружбы с СССР, а также «русские» культурно-спортивные клубы, созданные иммигрантами из разных республик Советского Союза. Посольство СССР устанавливает тесные контакты с русской диаспорой и ее наиболее видными представителями. Среди них — выдающийся скульптор с мировым именем Степан Эрьзя, чьи работы до сих пор вызывают восхищение и в России, и в Аргентине.

В 1958 году создается институт культурных связей «Аргентина – СССР».

Культурные контакты становятся еще более частыми и разнообразными. В театре «Колон» идут оперы «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Золотой петушок», «Хованщина» с Ириной Архиповой, Еленой Образцовой, Александром Ведерниковым, Евгением Нестеренко. На той же сцене свое искусство демонстрируют «звезды» балета Майя Плисецкая, Наталья Бессмертнова, Екатерина Максимова, Надежда Павлова, Владимир Васильев, Вячеслав Гордеев. С успехом проходят выступления Московского филармонического оркестра, Ленинградского Большого драматического театра имени М. Горького, театра имени Е. Вахтангова, театра кукол имени Сергея Образцова, ансамбля под руководством Игоря Моисеева, Красноярского государственного ансамбля танца Сибири, хореографического ансамбля «Березка», Московского балета на льду, Московского цирка. В кинотеатрах страны демонстрируются советские фильмы.

Русская классическая литература начинает пользоваться у аргентинцев все большей популярностью, в то время как к нашим читателям приходят произведения Хорхе Луиса Борхеса, Хулио Кортасара, Рикардо Гуиральдеса, Хосе Эрнандеса. На сценах театров СССР ставятся постановки аргентинских драматургов Агустина Кусани и Освальдо Драгуна. С успехом проходят гастроли театра «Сан-Мартин», аргентинских ансамблей танго и фольклора, выступления Мерседес Сосы и Лолиты Торрес. Фильм «Возраст любви» долгое время лидирует в рейтинге зрительской популярности в советском кинопрокате. В 1977 году аргентинский композитор и певец Энрике Льопис получает первую премию на песенном фестивале «Красная гвоздика» в Сочи. В 1985 году танцовщик Хулио Бокка становится золотым лауреатом V Международного конкурса артистов балета в Москве.

Открывая для себя русскую культуру, аргентинцы проявляют все больший интерес к изучению русского языка. Его преподают в «русских клубах», в середине 1960-х годов в Буэнос-Айресе появляется школа русского языка, которая одновременно становится одним из очагов культурных контактов.

В 1979 году центр культурной и общественной деятельности перемещается в дом №4266 на улице Ривадавиа в Буэнос-Айресе, где открывается Аргентинское общество культурных связей с СССР. В 1995 году здесь начинает работать представительство Росзарубежцентра, а после его реорганизации в 2009 году — представительство Россотрудничества в Аргентине. В сферу его деятельности входят развитие и укрепление культурных, научных, деловых и общественных связей между Россией и Аргентиной, содействие в изучении русского языка, распространение информации об истории и культуре народов России, ее внутренней и внешней политике, экономическом потенциале.

В 2015 году Представительство активно участвовало в мероприятиях Перекрестных дней культуры Россия – Аргентина, о проведении которых договорились президенты двух стран.

Интерес к культуре России, к русскому языку в Аргентине растет, что органично вписывается в контекст двухсторонних отношений.